Чугуны представляют собой железоуглеродистые сплавы, в которых содержание углерода превышает 1,7%. Чугуны, применяемые в промышленности и строительстве, имеют следующие примеси: 2,0…4,0% углерода; 0,5…1,6% марганца; 0,5…4% кремния; 0,02…0,2% серы и 0,02…0,2% фосфора. Специальные чугуны имеют также легирующие примеси: никель, хром, медь, титан, алюминий. Углерод в чугуне может находиться в виде карбида железа Fe3C (первичный и вторичный цементит). Такой чугун, называемый «белым чугуном» обладает повышенной твердостью и плохо поддается механической обработке. В сером чугуне углерод находится в свободном состоянии в виде прослоек графита и только частично может быть в виде вторичных карбидов (перлит). Кремний способствует графитизации чугуна и увеличению размеров графитовых включений. Марганец при содержании в чугуне до 0,7% слабо способствует графитизации, а при содержании свыше 1 % препятствует распаду карбида железа. Сера является вредной примесью: она повышает густотекучесть чугуна, ухудшает литейные качества и дает соединение Fe3C, способствующее образованию трещин при сварке. Сера препятствует распаду карбида железа и выделению свободного углерода. Фосфор является слабым графитизатором; он улучшает литейные качества чугуна, повышая жидкотекучесть. Из легирующих примесей сильным графитизатором является алюминий. Выделению графита способствуют также никель, кобальт, медь, титан. Хром, ванадий и молибден, препятствуя распаду карбида железа, действуют как размельчители зерна. Большое применение получили модифицированные и высокопрочные чугуны, имеющие ферритную или перлитную основу или их сочетание. Эти чугуны обладают высокими механическими свойствами и применяются при изготовлении ответственных деталей машин. Их высокие механические свойства обусловлены тем, что вместо вытянутых пластинок и прожилок графита, нарушающих целостность металлической основы (как в сером чугуне), графит в высокопрочном чугуне имеет глобулярную форму, обеспечивающую наибольшую сплошность металлической основы. Основные трудности, возникающие при сварке чугунов, обусловлены их физико-механическими свойствами:
- быстрое охлаждение жидкого металла в зоне сварки, а также выгорание кремния из расплава шва способствует местному «отбеливанию» металла шва и околошовной зоны, т. е. способствуют переходу графита в химическое соединение с железом — цементит, плохо поддающийся механической обработке;
- отсутствие периода пластического состояния и высокая хрупкость приводят вследствие неравномерного нагрева и охлаждения, а также неравномерной усадки металла к появлению больших внутренних напряжений и трещин как в самом сварном шве, так и в околошовной зоне;
- низкая температура плавления, непосредственный переход чугуна из твердой фазы в жидкую, и наоборот, затрудняют выход газов из металла шва, и шов получается пористым;
- высокая жидкотекучесть чугуна не позволяет производить сварку не только в вертикальном, но и в наклонном положении шва.
Основные причины, мешающие качественной сварке чугунных деталей:
* Нагрев углерода приводит к высвобождению газообразного вещества, что является причиной пористой структуры шва;
* Присутствие кремния и ряда других веществ формирует на свариваемой поверхности окислы, затрудняющие сварку;
* Быстрое охлаждение сплава в шве приводит к тому, что на определенных участках выделяется цементит и происходит отбеливание. Отбеленные части, конечно, имеют твердый состав, но их нельзя обрабатывать с помощью инструмента.