Подготовка труб к сварке

При монтаже магистральных и производственных трубопроводов ос­новным способом соединения труб является сварка. При этом сварку тру­бопроводов, работающих при избыточ­ном давлении более 0,07 МПа, произ­водят с соблюдением правил госгор­технадзора. Согласно этим прави­лам к сварке трубопроводов допускаются сварщики, прошедшие спе­циальную подготовку и имеющие соответствующие удостоверения. Сварку разрешается производить при температуре окружающего воздуха не ниже — 20°С, так как при более низких температурах происхо­дит интенсивное насыщение расплав­ленного металла шва газами (особенно кислородом и водородом). Это вы­зывает значительную пористость и снижает механическую стойкость сварного шва. Трубы из легированных сталей разрешается сваривать при температуре не ниже — 10°С, так как эти стали склонны закаливаться на воздухе с образованием закалочных трещин, иногда выходящих за грани­цы сварного шва. Рабочее место свар­щика должно быть защищено от ветра, дождя и снега. На качество сварного соединения влияют подготовка кромок труб к сварке и качество сборки стыков. Основными типами сварных сое­динений труб являются V- или чашеоб­разное стыковое. Подготовка труб к сварке включает правку свариваемых концов, очистку кромок от грязи, мас­ла и оксидов и сборку. Для правки сва­риваемых концов труб применяют раз­личные приспособления механическо­го, гидравлического и пневматическо­го типов. Большое распространение получили расширители, состоящие из гидравлического домкрата с радиальными колодками, вставляемыми внутрь трубы. С помощью ручного насоса повышают давление в цилиндре домкрата, в результате чего колодки раздвигаются и, упираясь в стенки трубы, выпрямляют их. Максимальная сила давления 784 Н, время правки—4…6 мин.

Кромки под сварку готовят на заводах-изготовителя труб (угол скоса 25…30°). При отсутствии скоса кромок необходимо снять фаску резцом или резаком-труборезом.

Переносная газорезательная машина "Спутник-3"

Переносная газорезательная машина «Спутник-3»

Для кислородной резки с повышен­ной точностью стальных труб диамет­ром до 1620 мм используют машины «Орбита-2», «Спут­ник-3», которые позволяют резать тру­бы диаметром 194… 1620 мм при тол­щине стенок 5…75 мм. Скорость резки 150…750 мм/мин. Потребляемая мощность 100 Вт. Масса — 20,8 кг.

Очистку свариваемых кромок производят следующим образом. Масло, праймер и органические покрытия удаляют бензином или специальным растворителем. От грязи и ржавчины кромки очищают с помощью стальных щеток или абразивных кругов.

Сборка стыков под сварку заклю­чается в совмещении кромок труб та­ким образом, чтобы совпадали поверхности свариваемых труб и не была на­рушена ось нитки трубопровода. Зазор между кромками должен быть одина­ковый по всему контуру свариваемо­го шва. Сборка и центровка могут быть выполнены вручную, но такой способ очень трудоемкий и не дает требуемой точности; в практике приме­няют приспособления, называемые центраторами. Для сборки стыков магистральных труб большого диа­метра применяют внутренние центраторы, которые базируют сборку по внутренней поверхности труб. Наруж­ные центраторы базируют сборку по наружной поверхности труб и поэтому более просты по конструкции. Однако при большой разностенности труб и их эластичности наружный центратор не обеспечивает должного качества сбор­ки.

После сборки прихватывают сты­ки сварными швами длиной 60…80 мм с расстоянием между прихватами 300…400 мм при диаметре трубы более 300 мм. Прихватки выполняют ак­куратно и такими же электродами, ка­кими будет заварен стык; это обеспе­чивает однородность наплавленного металла и хорошее качество шва.

При сборке внутренним центратором можно рекомендовать вместо прихватки сплошную заварку корня шва в виде первого слоя. Это особенно желательно при низких температурах окружающего воздуха, вызывающих большие внутренние напряжения и об­разование закалочных структур и тре­щин в металле шва.

Поделись статьёй с друзьями! Пусть и другие узнают о нас!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *